Положение о внутренней системе управления знаниями

Положение о Внутренней системе управления знаниями

Самоэкспертиза электронного сценария урока

Экспертное заключение на ‘электронный сценарий урока

Форма реестра банка электронных сценариев уроков образовательной организации

 

1.Общие положения

  • Настоящее «Положение о Внутренней системе управления знаниями» (далее – Положение) является локальным нормативным актом, разработанным с целью стандартизации образования и управления образовательными результатами обучающихся через использование педагогами учреждения электронных сценариев уроков, направленных на формирование метапредметных умений обучающихся, мониторинг и коррекцию уровня освоения ими образовательной программы.
  • Данное положение разработано в соответствии с требованием ДОгМ о максимально эффективном использовании IT-возможностей учреждения для улучшения качества образования обучающихся путём формирования связи между организационными и содержательными аспектами образовательного процесса, а также в целях повышения качества образования в учреждении и создания благоприятных условий освоения обучающимися образовательных программ учреждения.
  • Под Внутренней системой управления знаниями понимается система, включающая в себя:
  • критерии качества подготовки электронного сценария урока и занятия внеурочной деятельности,
  • механизм экспертизы электронных сценариев уроков и занятий внеурочной деятельности,
  • механизм стимулирования педагогов к созданию и использованию электронных сценариев уроков и занятий по курсам внеурочной деятельности в соответствии с критериями качества учреждения,
  • банк электронных сценариев уроков по предметам учебного плана и курсам внеурочной деятельности организации,
  • механизм стимулирования руководителей ШМО к созданию и расширению банка качественных электронных сценариев занятий по предметам учебного плана и курсам внеурочной деятельности.
    • Положение регламентирует деятельность педагогических работников и администраторов по вопросам стандартизации образования и управления образовательными результатами обучающихся через использование педагогами учреждения электронных сценариев уроков.
    • Положение принимается на неопределенный срок. Прекращение действия Положения, внесение изменений и дополнений в Положение осуществляется в общем порядке, предусмотренном Уставом Учреждения.

 

  1. Критерии качества подготовки электронного сценария урока

и занятия внеурочной деятельности

  • Степень соответствия электронного сценария урока/занятия критериям стандарта качества образовательной среды учреждения определяется по следующим критериям:
  • соответствие сценария критериям качества МЭШ,
  • соответствие сценария критериям стандарта качества образовательной среды учреждения.
    • Степень соответствия электронного сценария урока/занятия критериям стандарта качества МЭШ определяется выполнением следующих критериев:
  • электронный сценарий урока/занятия содержит текст для чтения,
  • электронный сценарий урока/занятия содержит видео сюжет,
  • электронный сценарий урока/занятия предполагает наличие интерактивного задания,
  • тестовая часть электронного сценария урока/занятия содержит задания формата ГИА,
  • электронный сценарий урока/занятия включает задания формата международных исследований,
  • электронный сценарий урока/занятия содержит методические рекомендации для учителя,
  • в электронном сценарии урока/занятия может быть представлена информация, связанная с Москвой,
  • электронный сценарий урока/занятия может включать контрольную работу.
    • Степень соответствия электронного сценария урока/занятия критериям стандарта качества образовательной среды учреждения определяется выполнением следующих критериев:
  • сценарий занятия носит целостный характер, так как его этапы связаны между собой общей идеей, формой, целью и задачами. Иллюстративный ряд урока предполагает общее оформление;
  • во время урока обучающиеся осуществляют не менее трех первых учебных действий, представленных в п.2.4;
  • не менее двух этапов занятия представлены разноплановым контентом, позволяющим сформировать предметные и метапредметные результаты, приводящие к созданию продукта (устного выступления, письменного выполнения задания, выполнение интерактивного задания и т.д.);
  • сценарий предполагает разнообразные задания, обеспечивающие самостоятельную деятельность школьников. Продолжительность самостоятельной деятельности составляет не менее 10 минут учебного времени одного этапа урока;
  • сценарий урока содержит два и более продуктов к массовому оцениванию учителем;
  • сценарий урока содержит критерии к оцениванию продуктов школьников, которые доводятся учителем до обучающихся в виде записанных требований, представленных на доске или персональном планшете школьника;
  • сценарий урока включает автоматизированное оценивание обучающихся и т.д.;
  • тестовая часть содержит задания разные по форме и степени сложности, учитывая варианты заданий ОГЭ, ЕГЭ, ВПР, в формате международных исследований и т.д.);
  • сценарий урока содержит для учащихся ссылки на другие источники;
  • сценарий урока включает групповую форму работы.
    • Во время урока обучающиеся осуществляют три первых учебных действия и более:
  • получают информацию: слышат, видят;
  • демонстрируют понимание информации: совершают перекодировку на уровне вида (текста, графического изображения, цифры/числа) и формы (текст в таблицу, карту в текст и т.д.), выполняют задания на воспроизведение (пересказ, озвучивание) информации;
  • применяют алгоритмы обработки информации: демонстрируют способность выполнять задания по усвоенному образцу (знают стандартные способы решения стандартных учебных заданий: решают примеры, вставляют по правилам орфограммы, пишут по схеме эссе, выполняют тесты и т.д.).
  • анализируют информацию: раскладывают на частности, делают выводы, сравнивают, группируют, обобщают, рассуждают, ищут причины, называют следствие, проверяют на истинность и т.д.;
  • синтезируют информацию: проектируют новый продукт, направленный на решение поставленной или найденной проблемы, в процессе проектной работы или учебного исследования;
  • внедряют проект и презентуют его результаты общественности, получая социальную оценку своего решения проблемы.
    • Педагог учреждения имеет право проводить самоэкспертизу созданного им электронного сценария на предмет его соответствия установленным критериям стандарта качества образовательной среды учреждения. Форма самоэкспертизы представлена в приложении 1.

3.Механизм экспертизы электронных сценариев и

формирования банка электронных сценариев уроков и занятий

по курсам внеурочной деятельности

  • Педагог учреждения имеет право создавать электронные сценарии уроков/занятий по курсам внеурочной деятельности и проводить свои уроки/занятия с использованием этих и других электронных сценариев.
  • Электронный сценарий урока признается соответствующим требованиям критериев стандарта качества, если в нем выполнено более половины критериев, принятых на общем заседании руководителей структурных предметных объединений.
  • Степень соответствия электронного сценария урока/занятия критериям стандарта качества образовательной среды учреждения отражается в экспертном заключении руководителя структурного предметного объединения. Форма экспертного заключения принимается на методическом совете (приложение). Критерии качества электронного сценария и форма экспертного заключения могут меняться в зависимости от целей образовательной политики учреждения. Изменения критериев качества электронного сценария и формы экспертного заключения принимаются на методическом совете. Форма экспертного заключения представлена в приложении 2.
  • Экспертное заключение заполняется руководителем структурного предметного объединения в присутствии учителя–автора электронного сценария после просмотра его электронного сценария урока/занятия в конструкторе электронных сценариев МЭШ.
  • За учителем–автором электронного сценария сохраняется право доработать электронный сценарий для более полного его соответствия критериям качества учреждения и вновь представить его к экспертизе руководителя структурного подразделения.
  • Экспертное заключение о соответствии электронного сценария критериям стандарта качества образовательной среды учреждения является основанием для начисления стимулирующих педагогу-автору электронного сценария урока/занятия и руководителю структурного подразделения в соответствии с выделенным бюджетом.

  1. Банк электронных сценариев уроков по предметам учебного плана и курсам внеурочной деятельности организации, требования к его наполнению
  • Банк электронных сценариев уроков/занятий формируется руководителем структурного предметного объединения из электронных сценариев педагогов объединения и электронных сценариев библиотеки МЭШ.
  • Для внесения в банк учреждения электронные сценарии уроков/занятий из библиотеки МЭШ подвергаются экспертизе на предмет их соответствия критериям качества электронного сценария учреждения. Экспертные заключения на электронные сценарии из библиотеки МЭШ передаются вместе с другими экспертными заключениями заместителю директора по ___________________________________ и хранятся у него не менее 2-х лет.
  • Руководитель структурного предметного объединения имеет право дорабатывать электронные сценарии уроков, взятые из библиотеки МЭШ до их соответствия критериям стандарта качества образовательной среды учреждения как самостоятельно, так и поручать данное действие участнику предметного сообщества.
  • Руководитель структурного предметного объединения самостоятельно ведет реестр электронных сценариев уроков/занятий, находящихся в банке электронных сценариев, рекомендованных к использованию педагогами учреждения. Реестр передается заместителю директора по ______________ один раз в четыре месяца. Реестр доводится до сведения всех педагогов предметного объединения.  Форма ведения реестра представлена в приложении 3.
  1. Механизм стимулирования педагогов и руководителей структурных предметных объединений к созданию электронных сценариев уроков и занятий по курсам внеурочной деятельности
  • Механизм стимулирования педагогов и руководителей структурных предметных объединений предназначен для создания педагогами учреждения электронных сценариев уроков/занятий по курсам внеурочной деятельности и пополнения ими банка электронных сценариев, рекомендованных к использованию педагогами учреждения.
  • Механизм стимулирования педагогов и руководителей структурных предметных объединений предполагает
  • бюджетную составляющую,
  • критериальную составляющую.
    • Бюджетная составляющая определяет фонд стимулирования труда педагогов по проекту создания ВСУЗ.
    • Фонд стимулирования по проекту на каждый учебный год устанавливается приказом директора. Данный фонд делится на «Фонд стимулирования педагогов» и «Фонд стимулирования руководителей структурных предметных объединений.
    • Критериальная составляющая стимулирования для педагогов определяется стоимостью электронного сценария в соответствии с количеством критериев качества, отраженным в «Экспертном заключении» руководителем структурного подразделения.
    • Критериальная составляющая стимулирования труда руководителей структурных подразделений определяется стоимостью экспертизы и внесения в банк учреждения электронного сценария педагога структурного подразделения или электронного сценария из библиотеки МЭШ не ниже установленных на данный учебный год нормативов.
    • Критериальная стоимость стимулирования труда педагогов по переходу к обучению школьников с использованием электронных сценариев уроков определяется таблицей, представленной в приложении 4. Цифровые показатели таблиц 1 и 2 могут меняться в зависимости от промежуточных целей проекта.
    • Примерная модель стимулирования педагогов и руководителей структурных объединений представлена в приложении 5.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Самоэкспертиза о соответствии электронного сценария урока/занятия

 критериям стандарта качества образовательной среды учреждения

№ урока в системе МЭШ Название урока: тема урока Всего критериев по табл.2 Балл стиму-лирования
1
2
3
4

 

Таблица 1. Соответствие сценария критериям качества МЭШ [1]

Критерии качества МЭШ 1 2 3 4
1 Электронный сценарий урока/занятия содержит текст для чтения
2 Электронный сценарий урока/занятия содержит видео сюжет
3 Электронный сценарий урока/занятия предполагает наличие интерактивного задания
4 Тестовая часть электронного сценария урока/занятия содержит задания формата ГИА
5 Электронный сценарий урока/занятия включает задания формата международных исследований
6 Электронный сценарий урока/занятия содержит методические рекомендации для учителя
7 В электронном сценарии урока/занятия может быть представлена информация, связанная с Москвой
8 Электронный сценарий урока/занятия может включать контрольную работу

Таблица 2. Соответствие сценария критериям стандарта качества

образовательной среды учреждения

Критерии стандарта качества образовательной среды учреждения 1 2 3 4
1 Сценарий занятия носит целостный характер, так как его этапы связаны между собой общей идеей, формой, целью и задачами. Иллюстративный ряд урока предполагает общее оформление.
2* Во время урока обучающиеся осуществляют три первых учебных действия и более:
2.1 получают информацию: слышат, видят;
2.2 демонстрируют понимание информации: совершают перекодировку на уровне вида (текста, графического изображения, цифры/числа) и формы (текст в таблицу, карту в текст и т.д.), выполняют задания на воспроизведение (пересказ, озвучивание) информации;
2.3 применяют алгоритмы обработки информации: демонстрируют способность выполнять задания по усвоенному образцу (знают стандартные способы решения стандартных учебных заданий: решают примеры, вставляют по правилам орфограммы, пишут по схеме эссе, выполняют тесты и т.д.).
2.4 анализируют информацию: раскладывают на частности, делают выводы, сравнивают, группируют, обобщают, рассуждают, ищут причины, называют следствие, проверяют на истинность и т.д.;
2.5 синтезируют информацию: проектируют новый продукт, направленный на решение поставленной или найденной проблемы, в процессе проектной работы или учебного исследования;
2.6 внедряют проект и презентуют его результаты общественности (дают свою оценку результатам внедрения проекта).
3* Не менее двух этапов занятия представлены разноплановым контентом, позволяющим сформировать предметные и метапредметные результаты, приводящие к созданию продукта (устного выступления, письменного выполнения задания, выполнение интерактивного задания и т.д.).
4* Сценарий предполагает разнообразные задания, обеспечивающие самостоятельную деятельность школьников. Продолжительность самостоятельной деятельности составляет не менее 10 минут учебного времени одного этапа урока.
5* Сценарий урока содержит два и более продуктов к массовому оцениванию учителем.
6* Сценарий урока содержит критерии к оцениванию продуктов школьников, которые доводятся учителем до обучающихся в виде записанных требований, представленных на доске или персональном планшете школьника.
7 Сценарий урока включает автоматизированное оценивание обучающихся и т.д.
8 Тестовая часть содержит задания разные по форме и степени сложности, учитывая варианты заданий ОГЭ, ЕГЭ, ВПР, в формате международных исследований и т.д.).
9 Сценарий урока содержит для учащихся ссылки на другие источники.
10 Сценарий урока включает групповую форму работы.

 

*Выполнение пунктов 2-6 обязательно для каждого электронного сценария урока/занятия.

Таблица 3. Система стимулирования труда педагога по критериям таблицы 2.

Показатель соответствия электронного сценария критериям стандарта качества учреждения Балл
1 Электронный сценарий урока/занятия соответствует 8 и более критериям стандарта качества образовательной среды учреждения. 2
2 Электронный сценарий урока/занятия соответствует 6-7 критериям стандарта качества образовательной среды учреждения. 0,5

 

 

Приложение 2.

Экспертное заключение о соответствии электронного сценария урока/занятия критериям стандарта качества образовательной среды учреждения ГБОУ _________________________

 

 

Экспертное заключение дано на электронный сценарий урока/занятия по курсу внеурочной деятельности № ______________ учителя  ________________________ по теме ______________ __________________________________________________________________________ (предмет: __________________________).

 

  1. Электронный сценарий урока/занятия сделан в соответствии с требованиями МЭШ, а именно, в нем представлены тексты, иллюстрации, видеосюжет, интерактивное задание, тестовая часть составлена в соответствии с заданиями форматов ГИА и международных исследований. Сценарий содержит методические рекомендации для учителя.[2] В сценарии может быть представлена информация, связанная с Москвой (присутствует/отсутствует).
  2. Электронный сценарий урока сделан в соответствии с требованиями к качеству образования учреждения по позициям, представленным в таблицы 1.

 

Таблица 1. «Да» в столбце 3 указывает на соответствие электронного сценария данному критерию качества учреждения.

Критериям стандарта качества образовательной среды учреждения да/нет
1 2 3
1 Сценарий занятия носит целостный характер, так как его этапы связаны между собой общей идеей, формой, целью и задачами. Иллюстративный ряд урока предполагает общее оформление.
2* Во время урока обучающиеся осуществляют три первых учебных действия и более:
2.1 получают информацию: слышат, видят;
2.2 демонстрируют понимание информации: совершают перекодировку на уровне вида (текста, графического изображения, цифры/числа) и формы (текст в таблицу, карту в текст и т.д.), выполняют задания на воспроизведение (пересказ, озвучивание) информации;
2.3 применяют алгоритмы обработки информации: демонстрируют способность выполнять задания по усвоенному образцу (знают стандартные способы решения стандартных учебных заданий: решают примеры, вставляют по правилам орфограммы, пишут по схеме эссе, выполняют тесты и т.д.).
2.4 анализируют информацию: раскладывают на частности, делают выводы, сравнивают, группируют, обобщают, рассуждают, ищут причины, называют следствие, проверяют на истинность и т.д.;
2.5 синтезируют информацию: проектируют новый продукт, направленный на решение поставленной или найденной проблемы, в процессе проектной работы или учебного исследования;
2.6 внедряют проект и презентуют его результаты общественности, (дают свою оценку результатам внедрения проекта).
3* Не менее двух этапов занятия представлены разноплановым контентом, позволяющим сформировать предметные и метапредметные результаты, приводящие к созданию продукта (устного выступления, письменного выполнения задания, выполнение интерактивного задания и т.д.).
4* Сценарий предполагает разнообразные задания, обеспечивающие самостоятельную деятельность школьников. Продолжительность самостоятельной деятельности составляет не менее 10 минут учебного времени одного этапа урока.
5* Сценарий урока содержит два и более продуктов к массовому оцениванию учителем.
6* Сценарий урока содержит критерии к оцениванию продуктов школьников, которые доводятся учителем до обучающихся в виде записанных требований, представленных на доске или персональном планшете школьника.
7 Сценарий урока включает автоматизированное оценивание обучающихся и т.д.
8 Тестовая часть содержит задания разные по форме и степени сложности, учитывая варианты заданий ОГЭ, ЕГЭ, ВПР, в формате международных исследований и т.д.).
9 Сценарий урока содержит для учащихся ссылки на другие источники.
10 Сценарий урока включает групповую форму работы.

 

*Выполнение пунктов 2-6 обязательно для каждого электронного сценария урока/занятия.

  1. Стимулирование труда учителя по составлению электронного сценария урока/занятия определяется по таблице 2.

Таблица 2. Система стимулирования педагога по критериям таблицы 1.

Показатель соответствия электронного сценария нормативу по п.2, принятому в учреждении. Балл
1 Электронный сценарий урока/занятия соответствует 8 и более критериям стандарта качества образовательной среды учреждения. 2
2 Электронный сценарий урока/занятия соответствует 6-7 критериям стандарта качества образовательной среды учреждения. 0,5
3 Электронный сценарий урока/занятия соответствует 5 и менее критериям стандарта качества образовательной среды учреждения. 0

Экспертное заключение на предмет соответствия электронного сценария урока критериям стандартов качества составлено в присутствии автора учебного занятия.

 

Руководитель ШМО  _________________________/_______________________

Автор электронного сценария урока/занятия  _____________________/_______________

Дата проведения экспертной оценки ___________________

 

 

Приложение 3.

Реестр составлен на 29.12.2017 г.

 

РЕЕСТР

электронных сценариев уроков/занятий, соответствующих 6 и более критериям качества.

 

Предмет кл Тема № урока Критерий Дата экспертного заключения ФИО учителя
1 Матем. 1 Сложение и вычитание 65355 8 12.09.17 Петрова О.И.

 

Руководитель структурного предметного объединения

_______________________/_________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4.

Система стимулирования педагогов и руководителей структурных объединений

Таблица 1. Количественные нормативы выполнения работ,

предполагающие начисление стимулирующих.

Критерий норматива Норматив
1 Всего электронных сценариев будет создано педагогами учреждения для всех параллелей классов (1-11 кл.)
2 Каждый педагог учреждения может создать не менее
3 Всего сценариев уроков/занятий может быть создано в каждом структурном предметном подразделении (СПП)
4 Количество электронных сценариев взятых из библиотеки должно быть пропорционально количеству создаваемых в СПП и внесенных в банк электронных сценариев учреждения

 

Таблица 2. Стоимость критериев стимулирования труда педагогов по переходу к обучению школьников с использованием электронных сценариев уроков.

 

Бюджетируемая позиция Критерий стимулирования Стоимость в рублях
1 Фонд стимулирования по проекту Объем всего фонда по проекту на 4 месяца
Объем всего фонда по проекту на год
2 Фон стимулирования по разработке электронных сценариев Объем всего фонда по проекту на 4 месяца
Объем всего фонда по проекту на год
3 Фон стимулирования по созданию банка электронных сценариев, рекомендованных к использованию педагогами учреждения Объем всего фонда по проекту на 4 месяца
Объем всего фонда по проекту на год
4 Стоимость электронного сценария для педагога-автора При выполнении в электронном сценарии 8 и более критериев качества
При выполнении в электронном сценарии 6-7 критериев качества
5 Стоимость электронного сценария, занесенного в банк для руководителя структурного предметного объединения За каждый электронный сценарий, созданный учителями учреждения или взятый из библиотеки, который соответствует 6 и более критериям качества

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5.

 

Модель расчета фонда стимулирования (примерный вариант).

 

Фонд стимулирования 280 375 рубл

На период _______4 месяца (сент – дек)_

 

Фонд стимулирования педагогов Фонд стимулирования руководителей ШМО
260 000 руб. 20 375 руб.

 

Педагоги:

11 параллелей х  __10______ уроков для каждой = __110_____ уроков

____110_______ уроков : ____65____ педагогов в учреждении = __2__уроков на чел.

Тогда на 11 параллелей может быть создано 130 уроков

Критерии 8 и более = __2000__ руб. за каждый сценарий

Критерии 6-7 = ___500__ руб. за каждый сценарий ( ¼ от лучшего результата)

Руководитель структурного предметного объединения: (на примере начальной школы)

Количество уроков на одного учителя (при ставке не менее 18 часов) = __2___ урока

___ 16____ чел в ШМО х ___2___ урока = ____32______ всего уроков к созданию.

Банк уроков по структурному предметному объединению:

Всего учителями может быть создано __32____ сценариев уроков. + в банк можно внести ____8____ сценариев уроков, взятых из библиотеки МЭШ (1/4 от общего числа созданных сценариев педагогами структурного предметного подразделения).

За формирование банка из ___40______сценариев уроков по предметам структурного объединения руководитель предметного структурного объединения может получить стимулирующие в размере ___5000_____ руб. за каждые ____4_____ месяца.

 

ИТОГО

Так стоимость электронного сценария мах =  2000 руб

Всего фонд стимулирования учителей по созданию эл сценариев = 2 х 2000 х 65 чел = 260 000 руб.

Стоимость экспертизы = 5 000 руб : 40 часов = 125 руб

Всего будет внесено в Банк 130 сценариев педагогов школы и 33 сценария из библиотеки МЭШ. Стоимость 130 + 33 = 163 х 125 руб = 20 375 руб

 

МАХ фонд проекта составить 20 375 + 130 000 = 150 375 рубл

 

 

 

 

 

 

[1] При отсутствии в электронном сценарии урока указанных в п.1 требований дальнейшая экспертиза электронного сценария не проводится.

[2] При отсутствии в электронном сценарии урока указанных в п.1 требований дальнейшая экспертиза электронного сценария не проводится.